Анализ диагностических данных познавательных и психических функций детей билингвов детского сада MILC

Автор Скабелкина Елена,
психолог Билингвального детского сада,
научный сотрудник НИЦ MILC

Проблема соотношения обучения и развития одна из основных проблем педагогической психологии. Многие выдающиеся психологи занимались ее решением. Еще Я.А. Коменский писал о взаимосвязи между обучением и развитием, признавая главную роль в развитии природных задатков именно за обучением.
Идеи Я.А. Коменского нашли свое отражение в работах других педагогов и психологов. В отечественной педагогике это работы  К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.Х. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др.
До настоящего времени были найдены и сформулированы несколько вариантов решения проблемы соотношения обучения и развития.
Один из них постулирует тождественность процессов обучения и развития (У. Джемс, Э. Торндайк и др.). Согласно этой точке зрения считается, что ребенок развивается в процессе обучения и обучается в процессе развития, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие.
Другая теория утверждает, что между обучением и развитием существует тесная связь (Коффка К.). Эта точка зрения говорит о том, что  созревание как-то влияет на обучение, а обучение, в свою очередь, влияет на созревание. При этом, обучение понимается как процесс возникновения новых структур и усовершенствования старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди него, вызывая в нем новообразования.
Л.С. Выготский признавал взаимосвязь между обучением и развитием, и, несмотря на то, что его взгляды были сформулированы более полувека назад, они продолжают существовать в некоторой модификации в современной психологии.
Рассматривая существующие теории развития, мы видим, что практически все говорят о наличии взаимосвязи между обучением и развитием. Что позволяет предположить, что об эффективности образовательной системы, реализуемой в дошкольном учреждении можно судить, обнаруживая взаимосвязи между данными педагогической и психологической диагностики.
Таким образом, применяя корреляционный анализ, метод обработки статистических данных, с помощью которого измеряется теснота связи между двумя или более переменными, мы можем увидеть, как образовательная программа, реализуемая в условиях дошкольного образовательного учреждения, связана с развитием высших психологических функций.
Данное исследование - пилотное. Исследование проводится на основе данных педагогической (в области математики и английского языка)  и психологической (в области восприятия, памяти, мышления) диагностики. Результаты данного исследования позволят сделать предварительные выводы об эффективности педагогической системы, реализуемой в детской саду,  а также наметить пути дальнейших исследований в этом направлении.
Данное исследование проводилось на базе билингвального детского сада MILC, в котором реализуется инновационная  «Билингвальная система образования» (далее БСО). В центре БСО стоит создание образовательной среды, способствующей формированию выделенных компетенций, как по российским, так и по международным стандартам.
В исследовании принимали участие дети, посещающие билингвальный детский сад в данный период времени, без отсеивания на каком-либо основании.
Для проведения анализа нам понадобились данные педагогической диагностики, отражающие уровень развития компетенций, выделенных на основании российских и международных стандартов, а также данные диагностики развития высших психологических функций, отражающие степень психологического развития.
После количественного анализа данных, проведенного при помощи программы statistica 6.0,  мы получили следующие результаты.
Условные обозначения:
Мат 1 - данные первой педагогической диагностики за учебный год;
Мат 2 - данные второй педагогической диагностики за учебный год;
Мат 3 - данные третьей педагогической диагностики за учебный год;
Eng 1 - данные первой педагогической диагностики за учебный год;
Eng 2 - данные второй педагогической диагностики за учебный год;
Eng 3 - данные третьей педагогической диагностики за учебный год;
Воспр 1 и 2 - данные диагностики воприятия на начало (1) и конец (2) учебного года;
Мышл 1 и 2 - данные диагностики мышления на начало (1) и конец (2)  учебного года;
Пам 1 и 2 - данные диагностики памяти на начало (1) и конец (2) учебного года.




















Из таблицы № 1 видно, что существует связь между данными педагогической и психологической диагностик. Очевидна взаимосвязь между степенью сформированности математических компетенций и развитием восприятия, памяти, мышления. Также мы видим, что существует взаимосвязь между уровнем развития языковых компетенций (английский язык) и развитием высших познавательных функций (восприятия, памяти, мышления).
Выделенные красным цветом результаты отражают статистически значимые корреляционные связи между исследуемыми данными. Статистически значимые связи в статистике означают, что вероятность случайного возникновения связи мала.
Анализируя полученные данные в таблице №1 мы видим, что восприятие имеет статистически значимую связь практически со всеми     данными педагогической диагностики и по математике и по английскому языку, что, вероятно, связано с тем, как проводятся развивающие занятия. В программе БСО занятия являются частью развивающей среды, т. е. ребенка не заставляют выполнять какие-либо задания, а создают условия, при которых происходит развитие тех или иных навыков.
Также мы видим, что результаты первой диагностики по математике не имеет статистически значимых связей с данными, полученными в результате диагностики памяти, а вторая и третья диагностики по математике такую связь выявляют. Это может быть связано не только с особенностями развития ребенка, но и с тем, что образовательная программа по математике,  реализуемая в детском саду способствует развитию памяти, что можно утверждать на данном этапе проведения исследования на основании полученных данных.
Схожую динамику мы видим и из результатов корреляционного анализа данных, полученных в результате педагогической диагностики по английскому языку. Из таблицы №1 мы видим, что занятия английским языком способствуют развитию мышления в течение всего года, т.к. обнаружена статистически значимая связь между первой диагностикой английского языка и второй диагностикой мышления.
Кроме того, из таблицы №1 мы видим как статистически значимые связи, выделенные красным цветом, так и статистически не значимые, выделенные черным цветом. В данном случае, мы предполагаем, что статистически незначимые связи свидетельствуют о наличии связи между процессом развития и обучения. Доказать, что эта связь возникла в результате воздействия развивающей среды Билингвального детского сада, созданной в рамках концепции воспитания и развития БСО, является следующей задачей НИЦ MILC.
Статистически значимые связи, напротив, отражают, по нашему мнению, именно влияние на формирование и развитие высших познавательных функций той развивающей среды, в которой они формируются.
Таким образом, в результате данного пилотного исследования удалось выяснить, что БСО способствует развитию высших познавательных функций (на примере взаимосвязи между данными по математике, английскому языку и данными диагностики восприятия, памяти, мышления).
Кроме того, по полученным предварительным данным видно, что образовательная программа, реализуемая в детском саду, эффективна как для психического, так и для познавательного  развития.

Москва, 2013
тел. (495) 997-23-65
Москва, ул. Ландышевая, 14
СЗАО, район Куркино
MILC на Facebook
MILC В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
MILC ВКонтакте
MILC на Twitter
Яндекс.Метрика
MILC на Tumblr
MILC на Google+
MILC на Live Journal