Moscow Innovative Language Centre
Влияние «кризисности» на формирование успешности
Perfect language is the door to success !

Москва, ул. Ландышевая, 14
СЗАО, район Куркино

тел. (495) 997-23-65

не дозвонились? Услышать вас поможет
Яндекс.Метрика
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
В каждом возрастном периоде перед человеком стоят свои задачи развития, решая которые человек движется вперед. Важный момент для развития личности - кризисность. Кризисы присущи всем стадиям развития, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. При решении возрастных задач (то есть, следуя прогрессивным или регрессивным путем) у человека формируются различные личностные качества. В каждом личностном качестве заключено глубинное отношение человека к миру и к себе.

Это интересно:
Табл. 1 Стадии развития личности по Э. Эриксону
























В таблице 1 мы видим, что в младенческом возрасте (0 - 1) могут сформироваться такие полярные качества личности как доверие к миру, или недоверие к миру. Результатом прогрессивного развития станет энергия и жизненная радость. В раннем детстве (1 - 3) формируется самостоятельность, автономия или возникают сомнения, стыд. Результатом прогрессивного развития здесь станет независимость. В период детства (возраст игры 3 - 6) формируется инициативность или пассивность, вина. Результат прогрессивного развития - целеустремленность.
Говоря об успешности личности важно помнить об этом, т.к. прохождение возрастных кризисов по прогрессивному пути ? есть фактор для формирования впоследствии тех качеств личности, которые потребуются индивиду для достижения успеха в жизни.
На первой стадии (до 1 года) развития возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном пути развития ребенок «выбирает» доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из поля его зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены.
На этой стадии младенец получает от матери не только еду и необходимый для него уход, а еще эмоциональный контакт, через который происходит его первое знакомство с миром вокруг. Материнская любовь и нежность определяет «количество» веры и надежды вынесенное ребенком из первого жизненного опыта.
На второй стадии (1 - 3) формируется самостоятельность или нерешительность. В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если взрослые предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой - то есть у него появляется самостоятельность.
В тот же момент это и активность ребенка, та самая, которая в будущем станет составляющей его успешности, возможности двигаться к намеченной цели.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Если ребенка бранят за "несчастные случаи", будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека, станет одним из тех факторов, которые помешают этому человеку быть уверенным в себе, быть успешным. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности, уверенности в себе в дальнейшем. И опять-таки, соотношение между самостоятельностью, с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью - с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.
На третьей стадии (3 - 6) формируется предприимчивость или чувство вины. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать (способность фантазировать наиболее сензитивна для развития в 4 - 5 лет). Социальный параметр этой стадии развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность педагогов и родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. В условиях детского сада лучше уточнять, почему сейчас ребенок не может выполнять желаемое. И сказать, когда он сможет это делать. В обратном случае, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
Этот переиод характеризуется активным усвоением социальных норм. Ребенок учится существовать в обществе сверстников и взрослых. Это период активной социализации ребенка. После трех лет он хорошо понимает как можно поступать, а как нельзя. Однако его реальное поведение чаще всего определяется собственным «хочу».
К началу дошкольного возраста (3.5 - 4 годам) ребенок входит в сферу нравственных отношений. Он знает многие нормы и способен их соблюдать. А значит, несет личную ответственность и за их нарушение.
Сделать так, чтобы ребенок не только мог, но и хотел соблюдать нравственные нормы, можно различными способами. Способы воздействия на ребенка бесконечно многообразны: улыбка, слово одобрения, выразительный взгляд, интонации голоса, ласка или ее отсутствие - все может служить средством награды и наказания. Одобрение социально приемлемого поведения приводит к тому, что дошкольник ждет одобрения окружающих взрослых, страшится наказания (неодобрения или игнорирования) и поэтому старается соблюдать нормы и требования. Так возникает и работает один из главных нравственных мотивов дошкольника - стремление сохранить и упрочить позитивное отношение к нему близких, значимых взрослых, который можно назвать ? мотивом, ориентированным на внешний, социальный контроль.
Однако ориентация только на внешний контроль приводит к тому, что в отсутствии взрослых дети ведут себя иначе, чем в присутствии взрослых. Метод «смены позиции» может помочь ребенку преодолеть зависимость от внешнего контроля, и начать формировать внутренний.
Метод «смены позиций»:
Предложим ребенку роль "учителя и контролера". Пусть он учит других детей, как правильно перекладывать шарики, и следит за тем, чтобы при этом не было нарушений. Наденем малышу на рукав повяжу, оставим детей наедине и посмотрим, что произойдет. Опыты показали: на словах все дети согласились быть "учителем", но далеко не все дети приняли эту роль на деле. Некоторые из наших "помощников" не только не препятствуют нарушениям сверстника, но и помогают ему скрыть эти нарушения от экспериментатора. Но зато те, которые приняли роль, ведут себя очень активно: показывают, объясняют, когда же сверстник предлагает "переложить рукой", указывают на необходимость "держать слово", "не обманывать"... просто трудно поверить, что сами-то они недавно вели себя совсем по-другому. И вот что интересно - когда дети, принявшие позицию "учителя", оставались одни и вновь получали задание переложить шарики, почти все они предпочли отказаться от обещанной награды, но слово свое сдержали.
Итак, прием "смены позиции" приводит к появлению у ребенка "положительного представления о себе" - это и есть тот нравственный мотив, который не зависит от контроля со стороны. И не зависит от наших эмоциональных отношений к другим, от наших симпатий и антипатий. Хочешь чувствовать себя нравственным, честным, справедливым - поступай нравственно с человеком, даже несимпатичным тебе, и не жди за это награды.
Итак, мы видим: нравственное развитие ребенка-дошкольника - сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь "вербальную сферу": ребенок осваивает нормы "на словах", в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные мотивы.
Но в то же самое время развитие сознания ребенка, усвоение им представлений о добре и зле, "соприкасаясь" с бескорыстным общением со стороны близких взрослых, "высекает искру" нравственности нового типа - нравственности, основанной на потребности ребенка сохранить и упрочить положительный образ себя. Нравственности, свободной от внешнего контроля. Нравственности, способной устойчиво направлять его поведение вопреки изменчивости симпатий и настроений.
И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.
Итак, мы видим, что для того, чтобы дать ребенку психологическую основу будущей успешности в его начинаниях, важно уже в самом раннем возрасте учитывать его возрастные особенности и стараться создать условия для успешного развития.
Так, в возрасте до 1 года ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия. Сначала с родителями, позднее и с остальными членами его семьи. И здесь важно, насколько мама эмоционально привязана к ребенку, насколько он ценен для нее и окружающих взрослых. Ребенок чувствует, если все что он делает (просыпается, ползает, смотрит, тянется, переворачивается, ползает и др.) вызывает у окружающих огромный восторг. Ребенку нуждается в том, чтобы взрослый получал удовольствие от контактов с ним. Для ребенка важно, чтобы взрослому нравилось играть с ребенком, купать, кормить, гулять и т.д.
В возрасте от 1 до 3 лет, когда развивается самостоятельность, важно, чтобы взрослые стремились к понимаю тех целей, которые ставит перед собой ребенок, потому что для него важно научиться их достигать самостоятельно. Так получается не всегда даже у самых умных и грамотных взрослых, однако именно в случае успеха у ребенка появляется гордость за свои достижения, уверенность в собственной ценности, своих возможностях.
Если у ребенка формируется уверенность в собственной ценности, взрослые могут увидеть это, если, во-первых, ребенок может хвалить себя без стеснения, и, во-вторых, если ребенок может попросить взрослых сказать ему хорошие, добрые слова (похвалить его).
В возрасте от 3 до 6 лет, кроме всего прочего, формируется ядро уверенности в себе ? позитивное самоотношение. Необходимые для этого условия - знание ребенком своих достоинств, накапливание опыта побед, наличие у ребенка права на ошибку, возможность почувствовать свою нужность.
Кроме того, это период активного усвоения социальных норм, ребенок учится жить в обществе, взаимодействовать с разными людьми (детьми и взрослыми). Гармоничнее осваивать социальные нормы детям помогают сказки и детские игры, в которых ребенок может попробовать следовать тем правилам, которым в реальной жизни следовать пока не может, тем самым закрепляя опыт в своем поведении.



Стадии развития личности по Э. Эриксону