Moscow Innovative Language Centre
Тревожность у ребенка. Причины её возникновения и возможная профилактика.
Perfect language is the door to success !

Москва, ул. Ландышевая, 14
СЗАО, район Куркино

тел. (495) 997-23-65

не дозвонились? Услышать вас поможет
Яндекс.Метрика
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Рекомендации психолога

Внимание, тревога!

В настоящий момент существует несколько определений тревожности. Все они с той или иной стороны описывают это состояние. Например, тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Следует различать тревогу как эпизодическое состояние, и тревожность, которая проявляется часто и при самых разных обстоятельствах.
Болезненно дети реагируют на травмирующие обстоятельства (развод родителей, смерть кого-то из близких, попадание в больницу, операции) или часто повторяющиеся психотравмирующие события (отверженность в семье, гиперопеку, негативное отношение со стороны сверстников и др.). Кроме того, некоторые психологи выявляют следующие причины возникновения тревожности:
- отсутствие у детей ощущения физической безопасности;
- отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;
- ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги;
- к ребенку предъявляются завышенные требования;
- авторитарный стиль общения взрослого с ребенком;
- негибкая, догматическая система воспитания;
- неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;
- противоречия между высокими притязаниями, вызванными захваливанием и реальными возможностями детей.

Как же распознать тревожного ребенка? Примерный портрет таков:
В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Прежде чем делать выводы о состоянии ребенка, внимательно присмотритесь к нему, характерны ли для него следующие признаки:
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна

Психологами отмечены также некоторые поведенческие явления свойственные тревожным детям (страх неизвестности, потребность в идеальном порядке (или педантичность), чужие страхи, социальная желательность, оптимум мотивации, переутомление, повышенная ответственность).

Страх неизвестности

Пожалуй, этот страх лежит в основе всех видов тревожности. Приведу несколько примеров его проявления у младшеклассников.
Многие первоклассники, проболев неделю-две, не хотят возвращаться в класс. Особенно часто это происходит в первом полугодии.
Перед болезнью у них только-только завязались какие-то отношения, они только начали привыкать к школе, а теперь надо начинать все сначала. А вдруг за то время, пока они болел, все так сильно изменилось, что они будут не к месту, сделают все не так, их не узнают, не примут? И вообще непонятно, как себя вести.
Желательно устроить так, чтобы, пока ребенок болеет, ему звонили одноклассники и он сам звонил им, хорошо бы зайти к нему домой и передать приветы от одноклассников и учителей, рассказать о жизни класса. Если ребенок посещает какой-нибудь кружок, «выход в люди» лучше начать с него.
Родители удивляются и даже негодуют, если их ребенок читает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, отказываясь от новых книг и фильмов. Но для меня в этой привязанности скрывается потребность ребенка в чем-то постоянном, неизменном. Ему необходимо знать, что все будет так, как он привык. Читая уже знакомую, выученную наизусть книгу, он уверен, что никакие неприятности и неожиданности его не подстерегают.
Часто ребенок поступает подобным образом, если родители ведут очень активный образ жизни, ситуация в семье часто меняется или если случилось что-то, травмирующее ребенка (например, болезнь кого-то из членов семьи).

Идеальный порядок

Ребенок с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности. Не может продолжать деятельность, пока не закроет колпачком фломастер, хотя через секунду его придется открывать снова, чтобы что-то подчеркнуть. Когда он садится за уроки, на столе должен быть четкий порядок.
Родители других детей могут об этом только мечтать, а родителей тревожного ребенка его педантичность выводит из себя. Но это тоже своеобразный способ успокоиться, попасть в привычную, а значит безопасную обстановку. Хотя подобные ритуалы часто являются симптомами невроза навязчивости.

Чужие страхи

О том, что ребенок заражается тревогой от своих близких, говорилось не раз. Особенно часто это происходит, если ребенок легко возбудимый и внушаемый. При этом родителям не всегда очевидно происхождение его страхов.
Вася (9 лет) вдруг наотрез отказался ездить домой самостоятельно, хотя раньше очень к этому стремился и был горд, что чуть ли не единственный из своих одноклассников сам добирается до дома. Оказалось, что предыдущую неделю Вася провел в обществе своей прабабушки, которая, по словам мамы, «всегда всего боится». Она рассказала внуку, что с ним все может случиться по дороге, требовала звонить ей перед выходом из школы и сразу после прихода домой, нервничала, если он звонил позже, чем она ожидала.
Преодолеть эту тревогу помогли беседы с Васей о том, что взрослым естественно переживать за своих детей, бабушка давно не выходила из дома и окружающий мир ее пугает больше, чем тех, кто постоянно ездит в метро. Мы с ним также обсудили возможные действия мальчика в случае той или иной опасности.
Маша (7 лет) всегда боялась сильно заболеть, потому что ее бабушка страдала различными заболеваниями и в доме только и говорили о болезнях, лекарствах, симптомах и осложнениях. Тревога усилилась после того, как тяжело заболела мама, страх остался и после маминого выздоровления. Девочка рисовала только больных людей, все творческие работы писала о болезнях и очень пугалась всего, что могло, по ее мнению, привести к заболеванию.
Побороть эту мнительность помогло расширение сферы интересов девочки. Ее записали в разные кружки, привлекли к общественным делам в классе, чтобы она меньше времени проводила с бабушкой. Хотя Маша продолжала интересоваться болезнями и даже читала книжки на эту тему, но этот интерес приобрел скорее статус хобби. Маша стала активной, не боялась упасть, порезаться, ее стали интересовать и другие области жизни.

Оптимум мотивации

Согласно законам психологии, при усилении мотивации деятельность улучшается до определенного предела, а с какого-то момента, наоборот, начинает разрушаться.
Этот известный в психологии закон очень ярко проявляется именно на тревожных детях. Первоклассники практически все сильно замотивированы на успешную учебу, при этом в ситуациях повышенной значимости (контрольные, ответ у доски) очень нервничают и ничего не могут сделать, забывают слова, делают «глупые» ошибки. Поэтому не следует говорить учащимся о том, что будет серьезная контрольная, а уж пугать их итоговой, решающей работой тем более нельзя.
Иногда родители стремятся повысить мотивацию ребенка и говорят ему об опасности не перейти в следующий класс, остаться на второй год. Все это, естественно, так пугает малыша, что он все забывает, путает и, боясь сделать «не так», вообще ничего не делает. Такие дети постоянно спрашивают, правильно ли они делают, требуют подробного пояснения каждого последующего действия, не проявляют инициативы.

Социальная желательность

Тест CМAS содержит шкалу социальной желательности. Предлагая его детям с симптомами тревожности, я обнаружила в нескольких случаях, что они получают очень высокий балл по этой шкале, то есть их результаты нельзя считать достоверными.
Проанализировав ответы, я пришла к выводу, что тревожные дети не только стараются произвести на окружающих хорошее впечатление. Они твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний: не говорить неправду, не опаздывать, не испытывать ни к кому неприязни, переходить улицу только на зеленый свет, уметь достойно проигрывать и т.д.
Такое сильное желание быть хорошим проявляется и в других тестах. Например, Паша (7 лет), очень тревожный, неуверенный в себе мальчик, старший в многодетной семье, имеет проблемы в учебе и дисциплине. В тесте школьной мотивации получил самый высокий балл по учебной мотивации в своем классе, хотя некоторые его одноклассники реально более дисциплинированны и более настроены на учебу. Но Паша твердо знает, что в школе надо делать, и он хочет быть настоящим учеником.
Нередко тревожные дети демонстрируют неадекватно высокую самооценку. Они так хотят, чтобы их принимали, хвалили, что часто выдают желаемое за действительное. Это даже нельзя назвать обманом - это защитная реакция.

Переутомление

Тревожные дети быстро устают, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.
Даня (7 лет), как и его сверстники, рисовал картину на морскую тему. Все нарисовали пиратов, бури, острова. А у Дани на море полный штиль, корабль стоит на якоре посреди моря, а матросы спят на палубе.
Даня - старший ребенок в семье, у него очень активная и требовательная мама. Даня тоже активный мальчик, ему часто делают замечания, а поскольку его мама работает в той же школе, она постоянно его контролирует. Приводя его в школу, она внушает: «Веди себя хорошо, не дерись, будь внимателен на уроке». Мальчик знает: что бы ни случилось, об этом обязательно станет известно маме. Даня, очевидно, очень устал от такого контроля, ему необходима передышка.

Повышенная ответственность

Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими. Даже если внешне это никак не проявляется, это прорывается в беседе.
Ребенок должен знать границы своей ответственности. С одной стороны, когда за кого-то отвечаешь, перестаешь бояться, а начинаешь действовать, но с другой стороны - это создает непереносимое напряжение. Следовательно, тревога возрастает.
В тесте А.М Прихожан «Диагностика школьной тревожности (младший школьный возраст)» последний, 12-й рисунок выполняет «буферную» функцию и предназначен для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. На рисунке изображен ребенок, что-то конструирующий в домашней обстановке: уроки сделаны, до школы еще далеко - общее настроение должно быть позитивным.
Но иногда (по данным автора, в 5-7% случаев) дети дают отрицательный ответ и на эту картинку. У меня это было только однажды. Денис (7 лет), испытывающий постоянное давление со стороны властной и очень успешной в профессиональном плане мамы, ответил, что мальчик недоволен, так как у него не получается то, что он задумал. Создалось ощущение, что даже играя ребенок стремится «быть на высоте», сделать что-то выдающееся, доказать свою компетентность себе и окружающим.

Из психологии цвета известно, что цвет отражает психологическое состояние человека. Разные исследователи приводят характеристики цветов, их влияние на психику и психологическую трактовку выбора цвета, а также описывают физиологическое состояние в зависимости от цветового выбора. Следует помнить, что интерпретация цветового выбора взрослого и ребенка несколько отличается. Например, выбор красного для взрослого человека характеризует страсть, агрессию, у детей интерпретируется как радость, восхищение. Кроме того, предполагать наличие тревожного состояния по цветовому выбору имеет смысл если ребенок в течение длительного времени предпочитает определенные цвета.
Пример:
Клиентка беспокоилась, что ее дочь 2х лет в течение последних двух дней рисует черным карандашом. Оказалось, что им предстоит переезд, и мама очень из-за этого переживала.

В данном случае речь идет о том, что ребенок, чувствуя тревогу матери отразил ее эмоциональное состояние. И нет оснований предполагать тревожность у ребенка.

Краткая характеристика цветов:
-Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
-Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
-Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
-Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.
-Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
-Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.
-Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
-Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

Добрый - желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.
Злой - черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни - ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.
Честный - желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.
Лживый - черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.
Щедрый - красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.
Жадный - красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.
Трудолюбивый - фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.
Ленивый - коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

Игры, направленные на расслабление мышц:
“Корабль и ветер”
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.

“Штанга” Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины. “Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”.
Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. “А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз.

“Шалтай-Болтай”
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” - резко наклоняем корпус тела вниз”.

Профилактика тревожности
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: “Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!”).
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему тревожному ребенку?

Для начала взять себя в руки, успокоиться.
Затем необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
Помочь ребенку в преодолении тревоги - значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то.
Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.
Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще.
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной - это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купим мороженого, все будет позади.

Важно придерживаться следующих правил:
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими, только с самим собой.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию (расслабление).
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.


Литература:
1.Бреслав Г.Э. Цветомедитация: механизмы и техники коррекции.
2.Кравцова М. Тревожные дети
3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
4.Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и младший школьный возраст.